Обзор абонентского оборудования и платформ для оказания дополнительных услуг операторами ШПД в сегменте В2С: операторские платформы

10.10.16

Источник: J’son & Partners Consulting

J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка платформ для оказания дополнительных услуг операторами ШПД в сегменте B2C. Данное исследование является частью более общего проекта по анализу оборудования и платформ для дополнительных услуг для частных потребителей и успешных кейсов его внедрения операторами ШПД в России.

Под платформами для оказания услуг понималось как оборудование, которое устанавливается на стороне оператора, так и различные варианты облачных сервисов, интегрируемых с остальными операторскими услугами.

Телефония

В последние годы в России и в мире наблюдается тенденция замещения традиционной стационарной телефонии мобильной связью и коммуникационными OTT-сервисами (WhatsApp, Viber, Skype и др.). В результате количество телефонных аппаратов в городах России снизилось с 28,8 млн в 2010 г. до 21,4 млн в 2015 г., причем с каждым годом темпы снижения этого показателя увеличиваются – 2,6 % в 2011 г. и 8,2 % – в 2015 г.


Рис. 1. Квартирные абонентские устройства в городской местности, подсоединенные к станциям сети данного оператора, всего (без таксофонов), 2010-2015 гг.

В результате как традиционная TDM-телефония, так и VoIP-телефония в стационарном варианте как дополнительная услуга интернет-провайдера не имеет рыночных перспектив в связи с замещением этих услуг мобильными коммуникациями – традиционной мобильной связью и OTT-сервисами, использующими высокоскоростное стационарное (Wi-Fi) или мобильное подключение (3G/4G).

Конкурируя с ОТТ-сервисами, операторы внедряют различные платформы, на базе которых предоставляют персонализированные услуги, рассчитанные, например, на членов семьи.

Голосовые сервисы P2P, обмен сообщениями и унифицированные коммуникации

В качестве примера платформы рассмотрим решение GENBAND, которое, в частности, используется канадским оператором Rogers.

GENBAN предлагает операторам реализовывать продвинутые VoIP-сервисы и оказывать услуги, конкурирующие с OTT-сервисами, используя имеющуюся инфраструктуру. В частности, решение GENBAND Residential Services (абонентские сервисы) включает в себя следующие услуги:

  • Семейная мобильная связь. Клиент устанавливается на мобильное устройство (Android, iOS) или используется через веб-браузер (WebRTC), что позволяет делать и принимать звонки и видеовызовы во время отсутствия дома.
  • Семейный месседжинг. Текстовые, голосовые и видеосообщения доступны в приложении. Можно ответить на сообщение, прочесть/прослушать, переадресовать. Голосовые сообщения могут быть для удобства преобразованы в текстовый вид.
  • Семейный коммуникатор. VoIP-звонки по сети Wi-Fi и сотовым сетям с использованием мобильного устройства или веб-браузера.
  • Семейная адресная книга. Телефонная книга, доступная всем членам семьи через приложение или браузер.
  • Семейные конференции – многосторонняя видео-конференц-связь.
  • Правила обработки входящих звонков. Готовые правила и новые пользовательские правила, использующие входящий номер, время и день звонка.
  • Видеозвонки с использованием ТВ. Канадский оператор Rogers, например, реализовал уведомления о звонках, получаемых пользователем на экране телевизора, используя решение GENBAND.


Рис. 2. Сервисы, реализуемые на платформе GENBAND

Как правило, сервис унифицированных коммуникаций (UC) ориентирован на корпоративный сектор. Реализация голосовых сервисов P2P, обмен сообщениями и унифицированные коммуникации возможны с использованием таких платформ унифицированных коммуникаций и ВАТС, как CentileIstraSP, VoIPLogic, Dialexia, BroadSoft.

В потребительском сегменте есть немногочисленные примеры внедрения платформ для реализации услуг, претендующих на конкуренцию с OTT-мессенджерами (VoIP, видеозвонки, передача сообщений и файлов и др. сервисы). Решения строятся на базе IMS, что позволяет операторам запускать сервисы голосовой HD-связи, видеосвязи, RCS и т. д.

Платформы IMS внедряются не только мобильными операторами, но и операторами фиксированной связи. Лидирующие вендоры IMS (по данным на 2015 г.): Alcatel-Lucent, Ericsson, Mavenir, Nokia Networks, ZTE.

VoD- и IPTV-платформы

В исследовании были рассмотрены также платформы, реализующие услуги IPTV и видео по запросу (VoD). Некоторые решения – готовые сервисы класса white label (например, «Смотрёшка» и 3SS), требующие только интеграции биллинговой системы оператора. Основная масса решений реализует как клиентский, так и серверный функционал предоставления таких услуг, как линейное ТВ, программы со сдвигом во времени, различные варианты видео по запросу (SVoD, TVoD, AVoD), мультискрин, преинтегрированный контент, медиахранилище, интеграция с социальными сетями. Некоторые платформы для развертывания VoD и IPTV-услуг позволяют предоставлять дополнительные интерактивные сервисы на экране ТВ (прогноз погоды, курсы валют, автомобильные пробки и пр.), повышающие лояльность и вовлеченность пользователей. Были рассмотрены решения компаний Tvigle, «Смотрёшка», «Нетрис», CTI, «СмартЛабс», 3SS, Perception, Quickplay, SYMCLOUD, Viaccess-Orca, MEDASTAGE, Minerva, VUBIQUITY, Cisco, Ericsson, Nokia.

Интерактивные услуги и сервисы

Кроме того, были рассмотрены игровые решения, платформы для развертывания сервисов электронной коммерции и услуг обеспечения безопасности. Среди игровых платформ можно выделить два типа решений:

  • платформы от производителей процессоров и видеокарт (NVIDIA и AMD) для реализации облачного гейминга;
  • платформы для дистрибуции цифрового контента (Enaza, Ubitus).

В сфере e-commerce операторам предлагаются как готовые решения (Hybris), так и различные модули для отдельных маркетинговых инструментов (Adobe Marketing Cloud) и платформы для интеграции решений различных вендоров.

Умный дом и телемедицина

В области M2M/IoT были рассмотрены платформы для оказания потребительских услуг в области умного дома и телемедицины. Участие ведущих операторов в проектах eHealth в основном ограничивается предложениями в области поддержки здорового образа жизни. Услуги, как правило, оказываются на базе собственных проприетарных платформ и решений, созданных совместно с производителями медицинского оборудования.

Рынок SmartHome гораздо более развит: на 2016 г. в Европе есть коммерческие внедрения открытых вендоронезависимых платформ для «умного дома». На рынке представлены как «тиражируемые» решения от телеком-операторов (DeutscheTelekom, AT&T), которые пытаются выстраивать IoT-экосистему на базе собственных платформ, так и решения от крупнейших сетевых (Huawei, Nokia) и специализированных вендоров (MiOS, VivaLabs).

Наиболее востребованными у операторов платформами для оказания дополнительных услуг являются платформы для оказания услуг класса IPTV/VoDи SmartHome. Платформы для реализации сервисов eHealth в основном ограничиваются проприетарными решениями для предоставления сервисов здорового образа жизни.