10.10.16
J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка платформ для оказания дополнительных услуг операторами ШПД в сегменте B2C. Данное исследование является частью более общего проекта по анализу оборудования и платформ для дополнительных услуг для частных потребителей и успешных кейсов его внедрения операторами ШПД в России.
Под платформами для оказания услуг понималось как оборудование, которое устанавливается на стороне оператора, так и различные варианты облачных сервисов, интегрируемых с остальными операторскими услугами.
В последние годы в России и в мире наблюдается тенденция замещения традиционной стационарной телефонии мобильной связью и коммуникационными OTT-сервисами (WhatsApp, Viber, Skype и др.). В результате количество телефонных аппаратов в городах России снизилось с 28,8 млн в 2010 г. до 21,4 млн в 2015 г., причем с каждым годом темпы снижения этого показателя увеличиваются – 2,6 % в 2011 г. и 8,2 % – в 2015 г.
Рис. 1. Квартирные абонентские устройства в городской местности, подсоединенные к станциям сети данного оператора, всего (без таксофонов), 2010-2015 гг.
В результате как традиционная TDM-телефония, так и VoIP-телефония в стационарном варианте как дополнительная услуга интернет-провайдера не имеет рыночных перспектив в связи с замещением этих услуг мобильными коммуникациями – традиционной мобильной связью и OTT-сервисами, использующими высокоскоростное стационарное (Wi-Fi) или мобильное подключение (3G/4G).
Конкурируя с ОТТ-сервисами, операторы внедряют различные платформы, на базе которых предоставляют персонализированные услуги, рассчитанные, например, на членов семьи.
В качестве примера платформы рассмотрим решение GENBAND, которое, в частности, используется канадским оператором Rogers.
GENBAN предлагает операторам реализовывать продвинутые VoIP-сервисы и оказывать услуги, конкурирующие с OTT-сервисами, используя имеющуюся инфраструктуру. В частности, решение GENBAND Residential Services (абонентские сервисы) включает в себя следующие услуги:
Рис. 2. Сервисы, реализуемые на платформе GENBAND
Как правило, сервис унифицированных коммуникаций (UC) ориентирован на корпоративный сектор. Реализация голосовых сервисов P2P, обмен сообщениями и унифицированные коммуникации возможны с использованием таких платформ унифицированных коммуникаций и ВАТС, как CentileIstraSP, VoIPLogic, Dialexia, BroadSoft.
В потребительском сегменте есть немногочисленные примеры внедрения платформ для реализации услуг, претендующих на конкуренцию с OTT-мессенджерами (VoIP, видеозвонки, передача сообщений и файлов и др. сервисы). Решения строятся на базе IMS, что позволяет операторам запускать сервисы голосовой HD-связи, видеосвязи, RCS и т. д.
Платформы IMS внедряются не только мобильными операторами, но и операторами фиксированной связи. Лидирующие вендоры IMS (по данным на 2015 г.): Alcatel-Lucent, Ericsson, Mavenir, Nokia Networks, ZTE.
В исследовании были рассмотрены также платформы, реализующие услуги IPTV и видео по запросу (VoD). Некоторые решения – готовые сервисы класса white label (например, «Смотрёшка» и 3SS), требующие только интеграции биллинговой системы оператора. Основная масса решений реализует как клиентский, так и серверный функционал предоставления таких услуг, как линейное ТВ, программы со сдвигом во времени, различные варианты видео по запросу (SVoD, TVoD, AVoD), мультискрин, преинтегрированный контент, медиахранилище, интеграция с социальными сетями. Некоторые платформы для развертывания VoD и IPTV-услуг позволяют предоставлять дополнительные интерактивные сервисы на экране ТВ (прогноз погоды, курсы валют, автомобильные пробки и пр.), повышающие лояльность и вовлеченность пользователей. Были рассмотрены решения компаний Tvigle, «Смотрёшка», «Нетрис», CTI, «СмартЛабс», 3SS, Perception, Quickplay, SYMCLOUD, Viaccess-Orca, MEDASTAGE, Minerva, VUBIQUITY, Cisco, Ericsson, Nokia.
Кроме того, были рассмотрены игровые решения, платформы для развертывания сервисов электронной коммерции и услуг обеспечения безопасности. Среди игровых платформ можно выделить два типа решений:
В сфере e-commerce операторам предлагаются как готовые решения (Hybris), так и различные модули для отдельных маркетинговых инструментов (Adobe Marketing Cloud) и платформы для интеграции решений различных вендоров.
В области M2M/IoT были рассмотрены платформы для оказания потребительских услуг в области умного дома и телемедицины. Участие ведущих операторов в проектах eHealth в основном ограничивается предложениями в области поддержки здорового образа жизни. Услуги, как правило, оказываются на базе собственных проприетарных платформ и решений, созданных совместно с производителями медицинского оборудования.
Рынок SmartHome гораздо более развит: на 2016 г. в Европе есть коммерческие внедрения открытых вендоронезависимых платформ для «умного дома». На рынке представлены как «тиражируемые» решения от телеком-операторов (DeutscheTelekom, AT&T), которые пытаются выстраивать IoT-экосистему на базе собственных платформ, так и решения от крупнейших сетевых (Huawei, Nokia) и специализированных вендоров (MiOS, VivaLabs).
Наиболее востребованными у операторов платформами для оказания дополнительных услуг являются платформы для оказания услуг класса IPTV/VoDи SmartHome. Платформы для реализации сервисов eHealth в основном ограничиваются проприетарными решениями для предоставления сервисов здорового образа жизни.