Фиксированный ШПД: анализ деятельности ведущих мировых операторов и прогнозы развития отрасли в мире на период до 2025 г.

13.10.15

В проведенном исследовании J’son & Partners Consulting сопоставила опыт 15 ведущих мировых операторов фиксированного ШПД, их стратегию развития, выбранную бизнес-модель и продуктовый портфель.

На основании результатов этого сравнительного анализа и выявленных трендов развития мировой индустрии фиксированного ШПД были спрогнозированы тенденции развития отрасли в целом и отдельных продуктовых направлений, а также смоделировано изменение объема мирового рынка фиксированного ШПД.

На основании полученных прогнозов были выработаны рекомендации по трансформации инфраструктуры операторов.

Ключевые вопросы исследования

В исследовании рассмотрены тенденции развития отрасли фиксированного ШПД и их влияние на развитие рынка в период до 2025 г. На основании выявленных тенденций спрогнозированы изменения объема рынка и его структуры в указанный период, а также технологические изменения, которые окажут влияние на развитие отрасли в целом. Проведен сравнительный анализ деятельности 15 ведущих мировых операторов фиксированного ШПД и выработаны рекомендации для операторов в отношении развития их технологической платформы для оказания услуг.

Практическая ценность исследования

В исследовании приведены прогнозы по изменению объема и структуры рынка услуг фиксированного ШПД. Помимо этого, проведен сравнительный анализ деятельности ведущих мировых операторов фиксированного ШПД в части их бизнес-модели, продуктового портфеля и стратегии развития, даны рекомендации по модернизации технологической инфраструктуры для оператора ШПД.

Целевая аудитория

Результаты исследования и сделанные в нем выводы будут представлять интерес для операторов фиксированной связи, производителей оборудования и решений для операторов связи, системных интеграторов, венчурных и инвестиционных фондов, профильных стартапов и исследовательских агентств. 

Резюме исследования

Исследование показывает, что, несмотря на рост мировой абонентской базы на 5–7 %, который будет продолжаться и дальше, темпы роста выручки операторов падают, и, по прогнозам J’son & Partners Consulting, уже в 2019 году общая выручка в мире начнет падать. Причиной тому является среднемировое падение ARPU абонента фиксированных сетей, происходящее из-за ценовой эрозии, а также конкуренции с другими услугами – мобильной связью и ОТТ-сервисами от третьих компаний. Выходом для операторов в этой ситуации может быть только радикальный пересмотр их бизнес-модели в сторону трансформации из классического проводного оператора в провайдера сервисов инфраструктуры и облачных услуг. Такая трансформация позволит операторам радикально расширить свой продуктовый портфель и успешно защищать свою абонентскую базу от эрозии под воздействием замещающих ОТТ-услуг, а также обеспечить конвергенцию с мобильным ШПД.

В части услуг ШПД-доступа прогнозируется изменение структуры рынка по технологии доступа: в связи с ростом потребностей абонентов в части пропускной способности сетей доступа доля оптической технологии на «последней миле» будет расти опережающими темпами и к 2025 г. может составить 45 % (см. рис. 1).


Рис. 1. Прогноз технологической структуры проводного ШПД до 2025 года

В области контентных услуг гибридизация Интернета и ТВ привела к тому, что операторы более не являются ключевым звеном в доступе абонентов к контенту. Это означает, что операторам приходится бороться за абонента таких сервисов не только с собой, но и с замещающими ОТТ-сервисами. По оценке аналитиков прогнозам J’son & Partners Consulting, в связи с этим доля доходов классических операторов кабельного ТВ (аналогового и цифрового) будет продолжать снижаться за счет увеличения доли OTT и IPTV, и к 2025 г. классические операторы будут претендовать лишь на 56 % общих доходов отрасли (см. рис. 2).


Рис. 2. Прогноз технологической структуры проводного ШПД до 2025 года

Анализ деятельности ведущих мировых операторов

В исследовании выполнен детальный сравнительный анализ 15 ведущих операторов фиксированного ШПД:

  • Orange
  • Telefonica
  • Verizon
  • KDDI
  • SoftBank
  • TeliaSonera
  • NTT
  • Vodafone
  • KPN
  • Telstra
  • BCE
  • China Telecom
  • AT&T
  • Comcast
  • Deutsche Telecom

Для каждого оператора сведена в единую форму детальная информация о его финансовых показателях, используемых технологиях и доступных абонентских устройствах, продуктовом портфеле, наличии/отсутствии операторских ОТТ-сервисов, стратегии развития и планах по дальнейшему развитию набора предлагаемых услуг.

Эволюция инфраструктуры операторов с учетом тенденций развития отрасли

С учетом общих тенденций развития отрасли можно сказать, что традиционная бизнес-модель операторов фиксированного ШПД, основанная на вертикально-интегрированной технологической модели сети с аппаратно-зависимыми сервисами и односторонней рыночной модели, когда источником доходов являются только абоненты сети, более не может обеспечить конкурентоспособности операторов. Дальнейшее следование такой бизнес-модели может уже в ближайшие годы превратить их в «трубу» для доступа к ОТТ-сервисам третьих компаний.

Для того чтобы избежать этой участи, операторам следует радикально изменить модель бизнеса, как в технологическом, так и в коммерческом аспекте. Только переход к двусторонней бизнес-модели вкупе с трансформацией в провайдера цифровых сервисов на основе облачной платформы оказания услуг и переход на технологическую платформу SDN/NFV, обеспечивающую виртуализацию функций не только опорной сети, но и абонентского оборудования, может обеспечить долговременное устойчивое развитие оператора фиксированного ШПД.

Основные выводы исследования

  • Операторы ШПД приблизились к рубежу, за которым неизбежна необходимость радикального изменения технологической и бизнес-модели.

  • Конкуренция с ОТТ, стоимость услуг, качество контента и инновации являются главными факторами, определяющими динамику абонентских баз операторов фиксированного ШПД.

  • Доходы операторов от оказания услуг ШПД будут падать, компенсировать выпадающие доходы они смогут только за счет оказания контентных и других дополнительных услуг.

  • Рост потребления контента стимулирует модернизацию сетей.

  • Универсальной технологической стратегии для операторов фиксированного ШПД нет, но в горизонте 2025 г. основной технологией «последней мили» станет оптика.