13.10.15
В проведенном исследовании J’son & Partners Consulting сопоставила опыт 15 ведущих мировых операторов фиксированного ШПД, их стратегию развития, выбранную бизнес-модель и продуктовый портфель.
На основании результатов этого сравнительного анализа и выявленных трендов развития мировой индустрии фиксированного ШПД были спрогнозированы тенденции развития отрасли в целом и отдельных продуктовых направлений, а также смоделировано изменение объема мирового рынка фиксированного ШПД.
На основании полученных прогнозов были выработаны рекомендации по трансформации инфраструктуры операторов.
В исследовании рассмотрены тенденции развития отрасли фиксированного ШПД и их влияние на развитие рынка в период до 2025 г. На основании выявленных тенденций спрогнозированы изменения объема рынка и его структуры в указанный период, а также технологические изменения, которые окажут влияние на развитие отрасли в целом. Проведен сравнительный анализ деятельности 15 ведущих мировых операторов фиксированного ШПД и выработаны рекомендации для операторов в отношении развития их технологической платформы для оказания услуг.
В исследовании приведены прогнозы по изменению объема и структуры рынка услуг фиксированного ШПД. Помимо этого, проведен сравнительный анализ деятельности ведущих мировых операторов фиксированного ШПД в части их бизнес-модели, продуктового портфеля и стратегии развития, даны рекомендации по модернизации технологической инфраструктуры для оператора ШПД.
Результаты исследования и сделанные в нем выводы будут представлять интерес для операторов фиксированной связи, производителей оборудования и решений для операторов связи, системных интеграторов, венчурных и инвестиционных фондов, профильных стартапов и исследовательских агентств.
Исследование показывает, что, несмотря на рост мировой абонентской базы на 5–7 %, который будет продолжаться и дальше, темпы роста выручки операторов падают, и, по прогнозам J’son & Partners Consulting, уже в 2019 году общая выручка в мире начнет падать. Причиной тому является среднемировое падение ARPU абонента фиксированных сетей, происходящее из-за ценовой эрозии, а также конкуренции с другими услугами – мобильной связью и ОТТ-сервисами от третьих компаний. Выходом для операторов в этой ситуации может быть только радикальный пересмотр их бизнес-модели в сторону трансформации из классического проводного оператора в провайдера сервисов инфраструктуры и облачных услуг. Такая трансформация позволит операторам радикально расширить свой продуктовый портфель и успешно защищать свою абонентскую базу от эрозии под воздействием замещающих ОТТ-услуг, а также обеспечить конвергенцию с мобильным ШПД.
В части услуг ШПД-доступа прогнозируется изменение структуры рынка по технологии доступа: в связи с ростом потребностей абонентов в части пропускной способности сетей доступа доля оптической технологии на «последней миле» будет расти опережающими темпами и к 2025 г. может составить 45 % (см. рис. 1).
Рис. 1. Прогноз технологической структуры проводного ШПД до 2025 года
В области контентных услуг гибридизация Интернета и ТВ привела к тому, что операторы более не являются ключевым звеном в доступе абонентов к контенту. Это означает, что операторам приходится бороться за абонента таких сервисов не только с собой, но и с замещающими ОТТ-сервисами. По оценке аналитиков прогнозам J’son & Partners Consulting, в связи с этим доля доходов классических операторов кабельного ТВ (аналогового и цифрового) будет продолжать снижаться за счет увеличения доли OTT и IPTV, и к 2025 г. классические операторы будут претендовать лишь на 56 % общих доходов отрасли (см. рис. 2).
Рис. 2. Прогноз технологической структуры проводного ШПД до 2025 года
В исследовании выполнен детальный сравнительный анализ 15 ведущих операторов фиксированного ШПД:
Для каждого оператора сведена в единую форму детальная информация о его финансовых показателях, используемых технологиях и доступных абонентских устройствах, продуктовом портфеле, наличии/отсутствии операторских ОТТ-сервисов, стратегии развития и планах по дальнейшему развитию набора предлагаемых услуг.
С учетом общих тенденций развития отрасли можно сказать, что традиционная бизнес-модель операторов фиксированного ШПД, основанная на вертикально-интегрированной технологической модели сети с аппаратно-зависимыми сервисами и односторонней рыночной модели, когда источником доходов являются только абоненты сети, более не может обеспечить конкурентоспособности операторов. Дальнейшее следование такой бизнес-модели может уже в ближайшие годы превратить их в «трубу» для доступа к ОТТ-сервисам третьих компаний.
Для того чтобы избежать этой участи, операторам следует радикально изменить модель бизнеса, как в технологическом, так и в коммерческом аспекте. Только переход к двусторонней бизнес-модели вкупе с трансформацией в провайдера цифровых сервисов на основе облачной платформы оказания услуг и переход на технологическую платформу SDN/NFV, обеспечивающую виртуализацию функций не только опорной сети, но и абонентского оборудования, может обеспечить долговременное устойчивое развитие оператора фиксированного ШПД.