В последнее время услуги IP-телефонии становятся все более востребованными клиентами и являются одной из основных статей дохода провайдеров и операторов связи. Данная статья рассматривает технические решения c использованием оборудования AudioCodes, позволяющие операторам и провайдерам предоставлять следующие услуги:
Компания AudioCodes является одним из мировых лидеров на рынке оборудования пакетной передачи голоса, известна передовыми разработками в области IP телефонии и методов компрессии голоса. Продукция AudioCodes совместима с оборудованием большинства производителей, что позволяет поставщикам услуг и системным интеграторам использовать оборудование AudioCodes с практически любыми софтсвичами, присутствующими на рынке, предлагая законченное решение пакетной телефонии.
Из основных преимуществ использования оборудования AudioCodes можно отметить:
Рассмотрим более подробно законченное решение по организации узла телефонии по предоплаченным картам (рис.1) для операторов связи, планирующих предоставлять услуги IP-телефонии. Предлагаемое решение состоит из следующих компонентов:
Рис. 1. Универсальная VoIP сеть оператора
Аппаратная платформа включает голосовой шлюз AudioCodes Mediant 2000, который служит для стыка с ТФОП и является базой для разворачивания услуг телефонии по предоплаченным телефонным картам. AudioCodes Mediant 2000 поддерживает от 1 до 16 потоков E1 с различными типами телефонных сигнализаций. Шлюз обладает развитыми механизмами контроля качества обслуживания, поддерживает гибкий номерной план, а также различные схемы идентификации пользователей, охватывающие обычные телефонные звонки и обращения по IP-каналу.
Автоматизированная система расчетов Phonekeeper 5 представляет собой гибкую, легко развертываемую, масштабируемую платформу для организации биллинга и управления учетом предоставляемых услуг в конвергентных сетях. В системе присутствуют основные функции, необходимые для предоставления услуг телефонии: учет реально используемых ресурсов трафика, управление объемом доступных пользователям данных, анализ поведения абонентов для разработки маркетинговых программ и новых высокорентабельных видов услуг.
Комплекс программного коммутатора AlterTeks включает в себя собственно программный коммутатор (SoftSwitch), систему интерактивного голосового ответа (IVR) и службу авторизации абонентов по RADIUS. Система IVR ведет диалог с пользователями и принимает вводимые ими коды карточек и телефонные номера. Сервер аутентификации RADIUS обеспечивает обмен данными с базой пользователей. SoftSwitch взаимодействует с биллинговой системой Phonekeeper для управления и учета используемого трафика.
На базе рассмотренных компонентов можно реализовать систему карточной IP-телефонии с возможностью предоставления следующих услуг:
На рис. 1 также показана возможность подключения абонентских шлюзов к VoIP-сети оператора. Основными продуктами компании AudioCodes, ориентированными на корпоративных заказчиков, являются семейства аналоговых голосовых шлюзов MediaPack и цифровых шлюзов Mediant.
Серия шлюзов MediaPack имеет различные варианты плотности аналоговых голосовых портов 2/4/8/24 порта FXS или 4/8 порта FXO. Цифровой шлюз Mediant 2000 используется для подключения УАТС корпоративных клиентов к сети IP-телефонии и позволяет реализовать решения с использованием от 1 до 16 транков Е1/Т1. Гибкость решения на базе шлюзов AudioCodes достигается за счет возможности соединения аналоговых телефонов, "традиционных" телефонных станций и гибридных систем посредством IP-сетей с использованием аналоговых портов FXO и FXS, а также цифровых потоков Е1/Т1.
1.3. Решения по транзиту VoIP-трафика для операторов-партнеров
Услуга транзита трафика заключается в пропуске исходящего VoIP-трафика нижестоящего оператора по магистральной IP-сети вышестоящего оператора с поминутной тарификацией и его терминацию в PSTN. Услуга в первую очередь востребована операторами, желающими оптимизировать свои расходы на передачу и распределение VoIP трафика и крупными корпоративными клиентами, заинтересованными в передаче голосового трафика без организации VPN соединений. Подключение операторов-партнеров организуется по протоколу PRI с использованием физического интерфейса G.703 (E1) и производится непосредственно к голосовым портам шлюзового оборудования у вышестоящего оператора.
На нашем сайте уже рассматривались примеры организации корпоративной телефонии с использованием VoIP. В данном разделе более подробно будут рассмотрены дополнительные сервисы, которые могут быть организованы в этих сетях на базе продуктов AudioCodes.
2.1. Решение по проведению аудиоконференций
Медиа-сервер AudioCodes IPMedia-2000 позволяет организовывать конференции с числом участников до 64. Число конференций, которые поддерживаются шлюзом одновременно, может быть до 240. Участвуя в конференции, абонентам может быть присвоен статус: модератор, активный участник конференции, пассивный слушатель. На сервере голосовых конференций IPMedia 2000 поддерживаются дополнительные функции:
Основные программные и аппаратные компоненты системы проведения аудиоконференций представлены на рис. 2.
Рис. 2. Система проведения аудиоконференций
Сервер приложений B2BUA предназначен для получения телефонных звонков со шлюзов пакетной телефонии (или прокси-серверов со стороны IP сетей передачи данных) и старта голосового диалога с вызывающим абонентом. Сервер B2BUA хранит информацию о каждой из сессий для каждого участника конференции и общую информацию обо всех текущих конференциях. Программный модуль B2BUA имеет возможности внешнего мониторинга, ведения и хранения логов активности модуля в базе данных.
Система интерактивных голосовых меню (IVR) встроена в систему аудиоконференций. Она используется для взаимодействия с вызывающими абонентами в процессе присоединения к конференциям, а также - для трансляции объявлений, сообщений и приветствий в текущих конференциях. IVR собирает информацию от новых участников конференций, сообщает приглашения и сохраняет имена участников конференции, проигрывает фоновую музыку, объявляет о достижении лимита конференции по времени, ее завершении и т. д.
Сервер обеспечения конференций и конфигурирования (CPCS, Conference Provisioning and Configuration Server) - компонент системы, используемый для организации взаимодействия различных групп пользователей с целью назначения, управления и конфигурирования сессий конференций . Пользователи и администраторы взаимодействуют с сервером посредством web-интерфейса через стандартный браузер. Безопасность соединений обеспечивается использованием протокола SSL и ограничениями доступа по IP адресу. Данный модуль взаимодействует с базой данных для сохранения и получения информации и может опрашивать модули B2BUA для получения данных об активности в режиме реального времени.
2.2. Решение по построению систем голосовой почты MailVision
Система голосовой почты MailVision - это уникальное решение, построенное на базе архитектуры IP и основанное на использовании открытых стандартов и технологий. Оно позволяет оперативно добавлять новые функции и задачи. Применение Java-технологий позволяет в краткие сроки разворачивать систему голосовой почты в среде Unix и Linux. Система может работать на стандартных серверах и не требует специализированного аппаратного обеспечения, обеспечивая экономичность инсталляции и возможность наращивания производительности.
Сообщения голосовой почты хранятся на сервере и доступны либо через web-браузер, либо с помощью телефона, а также могут доставляться абоненту электронной почтой. Система поддерживает индивидуальные голосовые приветствия и SMS-уведомления о наличии сообщений. Основные компоненты системы организации службы голосовой почты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Схема организации службы голосовой почты
MailVision представляет из себя стандартный SIP-сервер, соответствующий стандарту RFC 3261 и благодаря этому интегрируемый в любую сеть SIP. Для трансляции различных сообщений и приветствий MailVision может использовать внешний или встроенный медиа-сервер. Система голосовой почты логически состоит из трех компонентов.
Компоненты системы голосовой почты разделены по следующему принципу: