Организация корпоративной телефонии с применением технологии VoIP

Компаниям, имеющим территориально-распределенную инфраструктуру, часто приходится решать задачи обеспечения своих филиалов телефонной связью и сервисами общей корпоративной сети. Раздельное решение данных проблем неэффективно ввиду того, что присутствуют затраты на содержание как и телефонной сети, так и сети передачи данных. В некоторых случаях стоимость аренды телефонных номеров в центральном офисе либо в филиалах может быть неоправданно дорога, либо техническая возможность подключения в телефонную сеть может просто отсутствовать.

Наиболее перспективный путь - одновременное решение вышеуказанных задач при развертывании мультисервисной корпоративной сети с интеграцией голоса. Корпоративная мультисервисная сеть - это сложная инфраструктура, предназначенная для передачи большого объема разнородного трафика (телефония, обмен данными, доступ в Интернет, видеоконференции, и т. д.) по единому каналу связи. Она позволяет уменьшить разнообразие типов оборудования, применять единые стандарты и единую кабельную систему, централизованно управлять коммуникационной средой для предоставления наиболее полного спектра сервисов в пределах предприятия.

Использование технологий VoIP в корпоративных сетях обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с традиционной телефонией:

  • экономия на междугородних и международных разговорах;
  • возможность предоставления дополнительных сервисов (конференции, голосовая почта, служба унифицированных сообщений);
  • возможность использования VPN, шифрования трафика между филиалами организации;
  • уменьшение совокупной стоимости обслуживания сервисов телефонии и передачи данных;
  • введение единого телефонного пространства внутри телефонной сети организации с распределенными филиалами.

Одним из основных компонентов, реализующих интеграцию средств традиционной телефонии с сетями передачи данных, являются шлюзы VoIP.


Рис.1 Пример выноса телефонной емкости с применением аналоговых VoIP шлюзов.

На рис. 1 показан пример выноса небольшого количества телефонов из центрального офиса в филиалы. В данном решении при помощи аналоговых шлюзов с небольшим числом портов (от 2 до 8) FXO/FXS развертывается наложенная корпоративная телефонная сеть с единым внутренним планом нумерации. Абоненты филиалов при этом обслуживаются точно так же как и абоненты мини-АТС, находящейся в основном офисе.

Крупным компаниям в основном офисе могут требоваться сотни телефонов, а в филиалах - десятки. Как правило, в таких случаях телефонная сеть обслуживаться цифровой УПАТС, а сопряжение портов УПАТС с сетью передачи данных реализуется при помощи шлюза VoIP с цифровыми голосовыми портами. Абоненты в филиалах подключаются к абонентским VoIP шлюзам с числом портов 2..32. Для управления вызовами может использоваться встроенная в шлюз телефонная книга или встроенный привратник, а в случае работы сети по протоколу SIP - внешний SIP Server. Пример такого решения представлен на рис 2.


Рис.2 Пример выноса телефонной емкости с применением VoIP шлюзов AudioCodes.

Функциональность рассматриваемых решений можно дополнить подключением корпоративной сети к сети провайдера VoIP, междугородний телефонный трафик при этом будет маршрутизироваться в VoIP сеть, что также уменьшит затраты на междугородние переговоры.

В последнее время на рынке появились более "продвинутые" решения, такие как "все в одном", УПАТС с модулями IP телефонии, IP УПАТС и системы программной распределенной коммутации Soft Switch, которые привлекательны при построении информационной инфраструктуры с нуля. Однако представленные выше решения с использованием шлюзов VoIP также находят широкое применение, поскольку не требуют значительных капитальных затрат и используют уже имеющуюся инфраструктуру.