IP-телефония

В последнее время рынок IP-телефонии развивается очень динамично. В чем же причина популярности услуг IP-телефонии? В первую очередь благодаря более дешевой стоимости междугородних и международных разговоров, по сравнению с обычной телефонией. Более низкая стоимость обусловлена технологией - телефонный разговор передается не по обычным каналам связи, а по сети Internet в виде пакетов данных. Эффективность использования такого канала связи примерно в 2-4 раза выше, чем при обычной телефонии.

Второе важное преимущество IP-телефонии - возможность организации телефонной связи там, где ее нельзя ее получить у традиционного оператора.

Рассмотрим более подробно несколько примеров решений типовых задач для различных классов потребителей данной услуги:

  • IP-телефония в компании - корпоративные решения.
  • IP-телефония для интернет-провайдеров, как новый бизнес.

Корпоративные решения

Сокращение затрат на междугородные и международные разговоры

Операторы IP-телефонии, например Новосибирская компания Инфосвязь, предлагают свои услуги по более выгодным тарифам, чем операторы "обычной" телефонной связи.

Для того, чтобы воспользоваться услугой IP-телефонии, в офисе компании устанавливается шлюз IP-телефонии. С одной стороны к нему подключаются обычные телефоны, факсы или исходящие линии офисной АТС, с другой - локальная сеть с выходом в Интернет (рис 1). Через Интернет шлюз подключается к оборудованию оператора IP-телефонии. Звонки, совершаемые из офиса в любой город России и мира оцифровываются, и, через сеть Интернет, направляются к ближайшему до вызываемого абонента шлюзу в публичную телефонную сеть. Плюсы данного решения:

  • Непосредственная экономия средств.
  • Экономия до 80% расходов на международные и междугородные переговоры по сравнению с обычной телефонией.
  • Высвобождение городских линий.
  • При звонках в любой другой город России или мира освобождаются городские линии, имеющиеся в Вашем офисе, - Вы получаете дополнительно четыре или восемь междугородных линий.


Рис. 1. Включение абонентского шлюза IP-телефонии в офисе компании

Организация телефонной связи между офисами компании

Для организации телефонной связи по сети Internet между офисами находящимися в разных частях города или вообще в разных городах в офисах в компании устанавливаются шлюзы IP-телефонии (рис. 2). Такое решение позволяет разгрузить обычную телефонную связь, а часто является единственным способом организовать телефонную связь с удалённым филиалом, в котором невозможно поставить обычный телефон.

Плюсы данного решения:

  • Удобство в пользовании
  • Сокращённый набор номера 1-2 цифры.
  • Отсутствие дополнительных расходов
  • Вам не надо покупать дополнительные каналы, линии связи, телефонные номера платить абонентскую плату за пользование телефонной связью.


Рис. 2. Организация телефонной связи по сети Интернет между офисами компании

IP-телефония для интернет-провайдеров

Сегодня один час доступа в Интернет стоит меньше $1, причем наблюдается тенденция к снижению цены доступа, минута обычного телефонного разговора с США - $1.5 - $2.3. Себестоимость же терминации одной минуты телефонного разговора в США (любой город) через Интернет сегодня составляет $0.07 - $0.17 Требования к ширине Интернет-канала для передачи одного телефонного разговора через Интернет составляет всего лишь 11 Kbps. это меньше, чем занимает обычный dial-up пользователь. Из этого следует, что IP-телефония это весьма интересный сектор рынка телекоммуникационных услуг.

Наиболее привлекательным этот рынок является для Интернет-провайдеров (ISP), которые имеют каналы Интернет и круг клиентов, а значит, могут войти в этот бизнес с наименьшими стартовыми затратами. Более того, развёртывание новой услуги, может помочь ISP привлечь новых клиентов и обеспечить доминирование на рынке.

Для того, чтобы предоставлять услуги IP-телефонии по dial-up, как минимум необходимо установить станционный шлюз, к которому подключаются телефонные линии городской АТС (рис.3). Шлюз настраивается на оборудование оператора IP-телефонии. Клиенту дается городской телефонный номер, который он набирает вместо "8-гудок" и уникальный Персональный Код Доступа (PIN). С оператором заключается партнёрский договор. Плюсом такой схемы являются низкие стартовые затраты на оборудование и возможность предоставлять услуги пользуясь лицензией оператора IP-телефонии.


Рис. 3. Подключение станционного телефонного шлюза

Выбор оборудования во многом зависит от того, что установлено на стороне оператора, так как разные производители не очень заботятся о совместимости своих изделий (хотя в последнее время появились сведения о совместимости шлюзов VocalTec и Сisco).

Ведущими производителями в области IP-телефонии являются Vocal Tec, который специализируется на комплексе устройств для IP-телефонии, и Сisco Systems, которая выпускает модули IP-телефонии, встраиваемые в маршрутизаторы Cisco. Считается, что использование шлюзов VocalTec позволяет получить более высокое качество, зато решения Cisco зачастую более удобны и лучше вписываются в существующее ядро сети. В Новосибирске наиболее крупными операторами являются компании Инфосвязь (оборудование VocalTec) и Крафтсвязь (Сisco).

Для того, чтобы работать самостоятельно, кроме шлюзов IP-телефонии необходимо приобретать gatekeeper, который обеспечивает маршрутизацию телефонных разговоров в другие города и страны, биллинговую систему, которая осуществляет тарификацию клиентов и лицензию на телеметрические услуги. Примерная стоимость оборудования и программного обеспечения - 40000-60000 USD.