Решения по организации телефонных услуг на базе оборудования AudioCodes

1. Решения AudioCodes в сетях операторов

В последнее время услуги IP-телефонии становятся все более востребованными клиентами и являются одной из основных статей дохода провайдеров и операторов связи. Данная статья рассматривает технические решения c использованием оборудования AudioCodes, позволяющие операторам и провайдерам предоставлять следующие услуги:

  • услуги IP-телефонии по предоплаченным картам;
  • подключение к VoIP сети оператора корпоративных заказчиков;
  • услуги транзита VoIP трафика для операторов-партнеров.

Компания AudioCodes является одним из мировых лидеров на рынке оборудования пакетной передачи голоса, известна передовыми разработками в области IP телефонии и методов компрессии голоса. Продукция AudioCodes совместима с оборудованием большинства производителей, что позволяет поставщикам услуг и системным интеграторам использовать оборудование AudioCodes с практически любыми софтсвичами, присутствующими на рынке, предлагая законченное решение пакетной телефонии.

Из основных преимуществ использования оборудования AudioCodes можно отметить:

  • использование любого типа технологии доступа;
  • поддержка всех ведущих контрольных протоколов VoIP (H.323, SIP, MGCP);
  • высочайшее качество передачи голоса при небольшой стоимости на один порт.
1.1. Решения по построению узлов телефонии по предоплаченным картам

Рассмотрим более подробно законченное решение по организации узла телефонии по предоплаченным картам (рис.1) для операторов связи, планирующих предоставлять услуги IP-телефонии. Предлагаемое решение состоит из следующих компонентов:

  • шлюз IP-телефонии AudioCodes Mediant 2000 или AudioCodes MediaPack;
  • биллинговая система Phonekeeper 5;
  • программный коммутатор AlterPSS.


Рис. 1. Универсальная VoIP сеть оператора

Аппаратная платформа включает голосовой шлюз AudioCodes Mediant 2000, который служит для стыка с ТФОП и является базой для разворачивания услуг телефонии по предоплаченным телефонным картам. AudioCodes Mediant 2000 поддерживает от 1 до 16 потоков E1 с различными типами телефонных сигнализаций. Шлюз обладает развитыми механизмами контроля качества обслуживания, поддерживает гибкий номерной план, а также различные схемы идентификации пользователей, охватывающие обычные телефонные звонки и обращения по IP-каналу.

Автоматизированная система расчетов Phonekeeper 5 представляет собой гибкую, легко развертываемую, масштабируемую платформу для организации биллинга и управления учетом предоставляемых услуг в конвергентных сетях. В системе присутствуют основные функции, необходимые для предоставления услуг телефонии: учет реально используемых ресурсов трафика, управление объемом доступных пользователям данных, анализ поведения абонентов для разработки маркетинговых программ и новых высокорентабельных видов услуг.

Комплекс программного коммутатора AlterTeks включает в себя собственно программный коммутатор (SoftSwitch), систему интерактивного голосового ответа (IVR) и службу авторизации абонентов по RADIUS. Система IVR ведет диалог с пользователями и принимает вводимые ими коды карточек и телефонные номера. Сервер аутентификации RADIUS обеспечивает обмен данными с базой пользователей. SoftSwitch взаимодействует с биллинговой системой Phonekeeper для управления и учета используемого трафика.

На базе рассмотренных компонентов можно реализовать систему карточной IP-телефонии с возможностью предоставления следующих услуг:

  • доступ абонентов к услугам междугородной и международной связи;
  • доступ абонентов к сети оператора по АОН;
  • возможность организации услуги CallBack;
  • возможность организации переговорных пунктов;
  • обслуживание звонков PC-to-Phone.
1.2. Подключение абонентских шлюзов к VoIP-сети оператора

На рис. 1 также показана возможность подключения абонентских шлюзов к VoIP-сети оператора. Основными продуктами компании AudioCodes, ориентированными на корпоративных заказчиков, являются семейства аналоговых голосовых шлюзов MediaPack и цифровых шлюзов Mediant.

Серия шлюзов MediaPack имеет различные варианты плотности аналоговых голосовых портов 2/4/8/24 порта FXS или 4/8 порта FXO. Цифровой шлюз Mediant 2000 используется для подключения УАТС корпоративных клиентов к сети IP-телефонии и позволяет реализовать решения с использованием от 1 до 16 транков Е1/Т1. Гибкость решения на базе шлюзов AudioCodes достигается за счет возможности соединения аналоговых телефонов, "традиционных" телефонных станций и гибридных систем посредством IP-сетей с использованием аналоговых портов FXO и FXS, а также цифровых потоков Е1/Т1.

1.3. Решения по транзиту VoIP-трафика для операторов-партнеров

Услуга транзита трафика заключается в пропуске исходящего VoIP-трафика нижестоящего оператора по магистральной IP-сети вышестоящего оператора с поминутной тарификацией и его терминацию в PSTN. Услуга в первую очередь востребована операторами, желающими оптимизировать свои расходы на передачу и распределение VoIP трафика и крупными корпоративными клиентами, заинтересованными в передаче голосового трафика без организации VPN соединений. Подключение операторов-партнеров организуется по протоколу PRI с использованием физического интерфейса G.703 (E1) и производится непосредственно к голосовым портам шлюзового оборудования у вышестоящего оператора.

2. Решения AudioCodes в корпоративных сетях

На нашем сайте уже рассматривались примеры организации корпоративной телефонии с использованием VoIP. В данном разделе более подробно будут рассмотрены дополнительные сервисы, которые могут быть организованы в этих сетях на базе продуктов AudioCodes.

2.1. Решение по проведению аудиоконференций

Медиа-сервер AudioCodes IPMedia-2000 позволяет организовывать конференции с числом участников до 64. Число конференций, которые поддерживаются шлюзом одновременно, может быть до 240. Участвуя в конференции, абонентам может быть присвоен статус: модератор, активный участник конференции, пассивный слушатель. На сервере голосовых конференций IPMedia 2000 поддерживаются дополнительные функции:

  • режим "шепот" - в ходе конференции при переговорах между двумя абонентами, третий участник конференции может подсказывать одному из абонентов, при этом другой участник не будет об этом знать;
  • динамическое перераспределение ресурсов при добавлении участников и выходе участников из конференции;
  • распознавание DTMF сигналов и маскирование их, чтобы все участники конференции не слышали этот сигнал.

Основные программные и аппаратные компоненты системы проведения аудиоконференций представлены на рис. 2.


Рис. 2. Система проведения аудиоконференций

Сервер приложений B2BUA предназначен для получения телефонных звонков со шлюзов пакетной телефонии (или прокси-серверов со стороны IP сетей передачи данных) и старта голосового диалога с вызывающим абонентом. Сервер B2BUA хранит информацию о каждой из сессий для каждого участника конференции и общую информацию обо всех текущих конференциях. Программный модуль B2BUA имеет возможности внешнего мониторинга, ведения и хранения логов активности модуля в базе данных.

Система интерактивных голосовых меню (IVR) встроена в систему аудиоконференций. Она используется для взаимодействия с вызывающими абонентами в процессе присоединения к конференциям, а также - для трансляции объявлений, сообщений и приветствий в текущих конференциях. IVR собирает информацию от новых участников конференций, сообщает приглашения и сохраняет имена участников конференции, проигрывает фоновую музыку, объявляет о достижении лимита конференции по времени, ее завершении и т. д.

Сервер обеспечения конференций и конфигурирования (CPCS, Conference Provisioning and Configuration Server) - компонент системы, используемый для организации взаимодействия различных групп пользователей с целью назначения, управления и конфигурирования сессий конференций . Пользователи и администраторы взаимодействуют с сервером посредством web-интерфейса через стандартный браузер. Безопасность соединений обеспечивается использованием протокола SSL и ограничениями доступа по IP адресу. Данный модуль взаимодействует с базой данных для сохранения и получения информации и может опрашивать модули B2BUA для получения данных об активности в режиме реального времени.

2.2. Решение по построению систем голосовой почты MailVision

Система голосовой почты MailVision - это уникальное решение, построенное на базе архитектуры IP и основанное на использовании открытых стандартов и технологий. Оно позволяет оперативно добавлять новые функции и задачи. Применение Java-технологий позволяет в краткие сроки разворачивать систему голосовой почты в среде Unix и Linux. Система может работать на стандартных серверах и не требует специализированного аппаратного обеспечения, обеспечивая экономичность инсталляции и возможность наращивания производительности.

Сообщения голосовой почты хранятся на сервере и доступны либо через web-браузер, либо с помощью телефона, а также могут доставляться абоненту электронной почтой. Система поддерживает индивидуальные голосовые приветствия и SMS-уведомления о наличии сообщений. Основные компоненты системы организации службы голосовой почты представлены на рис. 3.


Рис. 3. Схема организации службы голосовой почты

MailVision представляет из себя стандартный SIP-сервер, соответствующий стандарту RFC 3261 и благодаря этому интегрируемый в любую сеть SIP. Для трансляции различных сообщений и приветствий MailVision может использовать внешний или встроенный медиа-сервер. Система голосовой почты логически состоит из трех компонентов.

  1. Служба голосовой почты. Функции:
    • Получение вызова SIP и инициализация IVR-соединения с абонентом.
    • Доступ к медиа-серверу и проигрывание голосовых подсказок.
    • Аутентификация пользователей.
    • Передача новых голосовых сообщений службе хранения сообщений.
    • Получение голосовых сообщений от службы хранения сообщений.

  2. Служба хранения сообщений. Функции:
    • Хранение всех сообщений на сервере (IMAP).
    • Доступ IMAP к голосовым сообщениям.
    • Фильтрация входящих сообщений и извещение пользователя.

  3. Служба управления. Функции:
    • Организация web-интерфейса для управления системой.
    • Предоставление web-интерфейса для доступа пользователей к системе.
    • Хранение и управление учетными записями пользователей (LDAP).

Компоненты системы голосовой почты разделены по следующему принципу:

  • 1 или более SIP серверов
    На сервере будет работать приложение голосовой почты, поддерживающее до 50 одновременных соединений. при При необходимости увеличить количество одновременных соединений могут быть установлены дополнительные серверы. Распределение нагрузки между серверами может осуществляться переконфигурированием DNS.

  • 1 или более IMAP серверов
    Сервера поддерживают не саму базу данных, а интерфейс IMAP, и могут масштабироваться без ограничений. Распределение нагрузки на эти сервера может осуществляться с использованием внешних механизмов (DNS SRV, внутренние правила софтсвитча).

  • Система распределенного хранения
    Система распределенного хранения сообщений IMAP (NAS, SAN, FC, iSCSI). В качестве дополнительного механизма отказоустойчивости может использоваться RAID-массив 5 класса.

  • 1 или более сервер управления
    Каждый сервер поддерживает до 200 одновременных соединений. При необходимости увеличить количество одновременных соединений могут быть установлены дополнительные серверы. Для хранения учетных данных (LDAP) используется один основной и один или несколько резервных серверов.