Использование SDH мультиплексоров Lucent для построения транспортных сетей сотовых операторов

Для организации надежной транспортной магистрали между базовыми станциями и контроллером базовых станций оптимальным решением является сеть SDH с кольцевой топологией (рис.1). Преимущества этого решения очевидны: SDH позволяет передавать большие объемы трафика с очень высоким качеством, а кольцевая топология и встроенные механизмы защиты (MSP, SNCP, горячее резервирование модулей) делают транспортную магистраль "живучей" к выходу оборудования из строя и обрыву оптического кабеля.

К функциональным особенностям сети сотовой связи можно отнести, как правило, большую плотность узлов, невысокую потребность в потоках Е1 в месте размещения базовых станций (BTS) и высокую концентрацию трафика в месте установки контроллера (BSC).


Рис. 1. Типовая схема организации транспортной сети сотового оператора

Линейка SDH мультиплексоров Lucent хорошо подходит для создания такой транспортной сети. Для подключения BTS используются компактные мультиплексоры AM1 Plus уровня STM1/STM4, имеющие от 16 до 32 трибутарных портов Е1. Компактное исполнение, модульность и использование недорогой матрицы кросс-коммутации делают эти мультиплексоры дешевле (6000 USD за мультиплексор ввода/вывода STM4), чем аналогичное оборудование других производителей

BSC подключается с помощью полнофункционального мультиплексора STM4/STM16 ADM 16/1 или ADM 16/1 Compact, который имеет высокопроизводительную матрицу кросс-коммутации и обеспечивает выделение/ввод до 504хЕ1 или 32хSTM1 (252хЕ1 или 16xSTM1 для ADM 16/1 Compact). ADM 16 выполняет функцию центрального кросс-коммутатора, обеспечивая маршрутизацию трафика всей сети STM4 и связь всех BTS c BSC. В среднем один ADM 16/1 может "обслуживать" сеть STM4/STM1, содержащую от 50 до 100 и более узлов AM 1 Plus.

Еще одним достоинством линейки SDH мультиплексоров Lucent является возможность передачи трафика данных с помощью карты TransLAN. Потребность в передаче смешанного трафика в транспортных сетях пока невысока, но она постоянно увеличивается, и в ближайшем будущем эта возможность будет более востребована.

Приведенное техническое решение сочетает низкую стоимость узлов, к которым подключаются BTS, с высокой производительностью, которая достигается за счет концентрации трафика и функций кросс-коммутации в центральном узле (ADM 16). Его используют ведущие новосибирские операторы сотовой связи - ЗАО "Сибирские Сотовые Системы-900" и ОАО "Вымпелком".